УДК: 81’13
В статье рассматривается психологический аспект психолингвистического исследования оценки в сознании носителей русского языка. Оценка как специфический способ отражения объективных отношений содержится не только в ядре, но и на периферии языкового сознания представителей русской культуры. Анализ Русского ассоциативного словаря позволяет утверждать, что оценочный компонент ядра русского языкового сознания содержит разнообразные лексемы с оценочной семантикой, отражающей ценностные отношения между субъектом и объектом.
Ключевые слова: оценка как психическое явление; рациональная и эмоциональная оценки; потребность; языковое сознание; ядро языкового сознания; слова с оценочной семантикой; evaluation as a mental phenomenon; rational and emotional evaluation; requirement; linguistic consciousness; the core of linguistic consciousness; words with evaluative semantics.
Страницы: 150 - 156
Поступила в редакцию: 12.01.2015 г.
Список литературы:
- Бодалев А.А. К вопросу об оценочных эталонах // Вестн. ЛГУ. 1970. № 17, вып. 3. С. 54-57.
- Кроник А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания (модель и гипотезы) // Социальная психология личности. М., 1979. С. 184-220.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 144 с.
- Спиридонова В.А. Проблема ценностей в социологии: Историко-теоретический аспект : автореф. дис.. канд. социол. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., 2004. 22 с.
- Комлева Е.Р. Динамика ценностных ориентаций старшего поколения россиян в трансформирующемся обществе : автореф. дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013. 18 с.
- Зорин К.А. Формирование и трансформация ценностных представлений профессионального сообщества медиаспециалистов : автореф. дис.. канд. филос. наук. Красноярск, 2012. 23 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
- Мороз О.М. Опыт исследования информативности самооценки в связи с некоторыми личностными особенностями // Тез. науч. сообщ. советских психологов к ХХI Междунар. психологическому конгрессу. М., 1976. С. 185-195.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
- Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза : дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 368 с.
- Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности : дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. 413 с.
- Едиханова Ю.М. Формирование положительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки : автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2006. 24 с.
- Новикова М.А. Самооценка интеллекта в связях с факторами принятия неопределенности у студентов вузов : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2013. 35 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Тр. Ин-та мозга им. В.М. Бехтерева. Л.,1935. Т. VI. 146 с.
- Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопр. психологии. 1975. № 4. С. 77-87.
- Кирпиченок Т.Е. Проблема стимулирования учебной деятельности младших подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1973. 19 с.
- Жук Т.В. Психологические условия эффективного использования педагогической оценки во вспомогательной школе : дис.. канд. психол. наук. Киев, 1985. 168 c.
- Умняшова И.Б. Психологические особенности отношения учащихся к школьной отметке : дис.. канд. психол. наук. М., 2006. 143 с.
- Кривова В.А. Субъективная оценка собственных успехов и неудач как фактор когнитивного развития младших школьников : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2013. 22 с.
- Батурин Н.А. Оценочная функция психики : дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1998. 385 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Акад. наук Грузинской СССР, Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. 450 с.
- Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей // Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. Новосибирск, 1970. С. 6-206.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. 256 c.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991, 286 с.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : дис.. д-ра психол. наук. М., 1984. 525 с.
- Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 2. С. 107-117.
- Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1978. С. 88-135.
- Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. Т. 3. 326 с.
- Тарасов Е.Ф. Языковое сознание // Вопр. психолингвистики. 2004. № 2. С. 34-47.
- Уфимцева Н.В., Тарасов Е.Ф. Проблемы изучения языкового сознания // Вопр. психолингвистики. 2009. № 2 (10). С. 22-29.
- Русский ассоциативный словарь : в 2 т. / Ю.Н.Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к реакции. М.: АСТ-Астрель, 2002. 784 с.; Т. II. От стимула к реакции. М.: АСТ-Астрель, 2002. 992 с.
- Чернышова Е.Б. Структура и содержание ядра русского языкового сознания: квантитативный аспект // Семантико-когнитивные исследования. Вып. 5. Воронеж: Истоки, 2014. С. 47-51.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
- Стернина М.А. Сопоставительно-параметрический метод лингвистических исследований. Воронеж: Истоки, 2014. 115 c.
- Кривенко Л.А. Национальная специфика семантем русской и английской субстантивной лексики : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2013. 22 c.
- Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Ин-т русского языка РАН, 1999. 180 с.
- Гольдин В.Е. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-11 классов : в 2 т. Т. 1. От стимула к реакции / В.Е. Гольдин, А.П. Сдобнова, А.О. Мартьянов. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2011. 500 с.; Т. 2. От реакции к стимулу. Ч. 1. А-Н. 2011. 480 с.; Т. 2. От реакции к стимулу. Ч. 2. О-Я. 2011. 420 с.
- Кленова А.В. Оценочные смыслы в ассоциативном словаре (на материале ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007. 23 с.
Вернуться к оглавлению выпуска