В статье на основе собранного в селениях Ашар, Шимихюр, Икра Курахского района Республики Дагестана полевого этнографического материала и литературных источников с использованием метода актуализации, историко-генетического, историко-системного, типологического и этнологических методов описываются современный брак и обряды жизненного цикла у одной из субэтнических групп лезгин - курахцев. Современный брак и семейно-бытовые обряды основаны на доминирующих традиционных ритуалах, к которым в советское и новейшее время прибавились некоторые новые обычаи. Сохранились основные этапы свадебных обрядов, состав их участников, основные персонажи, набор блюд, обязательность оформления религиозного брака, реликты древних его форм. В новейшее время часть свадеб проводится в виде мавлидов. Большинство родильных обрядов и обычаев направлено на защиту ребенка и его матери от сглаза и демонов-антагонистов беременных и рожениц. Под воздействием глобализации в родильной обрядности закрепилась вера в Зубную фею. Похоронно-поминальная обрядность проводится в основном по исламским канонам. В советское время в ней закрепился обычай прикреплять фотографию покойника на его памятнике на могиле. В новейшее время появился обычай отмечать дни рождения умершего. Существующая вариативность в представлениях о том, сколько дней душа покойного остается в доме, разных сроках поминок, оставление в знак траура бороды свидетельствует о плохом знании населением исламских норм и предписаний. Сохранность традиционного пласта семейно-бытовой обрядности лезгин-курахцев вселяет определенную уверенность в сбережении их этнической и культурной идентичности в эпоху глобализации.
Страницы: 72 - 83
Поступила в редакцию: 22.12.2023 г.