RU  |  EN

ISSN  1684-792X

Выпуск 95

ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ

УДК: 94(470.67)+821.411.21+930.2

К ИСТОРИИ БОРЬБЫ ИДЕЙ В ДАГЕСТАНЕ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ТАКРИРА) МЕККАНСКИХ ПРАВОВЕДОВ НА ЗАПРОС (ИСТИФТА?) ЙУСУФА АЛ-ЙАХСАВИ (СЕР. XIX в.)

МУСАЕВ Махач Абдулаевич


В середине XIX в. дагестанский ученый-богослов Йусуф ал-Йахсави, находясь в Мекке, попросил местных религиозных авторитетов дать разъяснения по ряду интересующих его актуальных для мусульманского Кавказа религиозно-правовых проблем. Это дискуссионные вопросы доктрины Гази-Мухаммада относительно власти имама и его полномочий, обвинений мусульман в неверии и необходимости переселения на исламскую территорию, отношений с неверными и обоснованности продолжавшегося многие годы джихада. Судя по всему, Йусуф, являясь противником имама Шамиля и его сторонников в интеллектуальном поле, надеялся получить от мекканских богословов правовое заключение, чтобы использовать его как шариатский аргумент против оппонентов, однако их ответ оказался весьма далек от желаемого. Мекканские ученые дали обстоятельные разъяснения, указав свою позицию по каждому из вопросов, интересовавших дагестанского богослова. Они выразили полную поддержку шариатских позиций, которых придерживается имам Шамиль, соответственно всех элементов политико-религиозно-правовой доктрины Гази-Мухаммада, которая являлась основой образования новой политической структуры - Кавказского имамата, и идеологической базой кавказского мусульманского сопротивления экспансии Российской империи. Они заключили, что Шамиль является легитимным обладателем власти и ему следует подчиниться, требования его по переселению на подконтрольную ему территорию должны быть исполнены местными мусульманами, а ведение военных действий с отказавшимися обоснованны. Также они заключили, что неверные враждуют с мусульманами, что всякие добрые отношения с ними в этих условиях невозможны и против них следует вести вооруженную борьбу. Запрос (истифта?) Йусуфа ал-Йахсави и заключение (такрира) мекканских правоведов в настоящее время известны в трех списках, по раннему из которых осуществлен перевод с арабского на русский язык.

Страницы: 59 - 68

Поступила в редакцию: 23.12.2024 г.



Вернуться к оглавлению выпуска