RU  |  EN

ISSN  1684-792X

Выпуск 95

ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ

УДК: 371.398

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ТРАДИЦИОННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

БАСИРОВА Карина Касумовна


Предметом нашего исследования являются детские игровые традиции народов Дагестана и влияние на их бытование и развитие «местного» природного, этнического, исторического контекста. Именно народные игры, сохраняя коллективные формы деятельности, оказывали определенное влияние на воспитание и социализацию подростков, укрепляли связи между поколениями. Погружение в мир народной игры, анализ детских игр у народов Дагестана показывает, что некоторые из них содержат «законсервированные» временем отдельные компоненты материальной и духовной культуры, а сюжет большинства из них представляет собой достаточно полное воспроизведение явлений хозяйственной жизни, общественного и семейного быта, обрядовых действий и т.д. В традициях игровой культуры вырабатывалось бережное отношение к природе, перенимались нормы и правила взаимоотношений с людьми, генерировалась способность к социальной аттракции, соревновательность, инициативность, способность адаптироваться к реалиям жизни. Несмотря на приоритет в детских играх эксплицитного воспитательного фактора, особое внимание в игровой культуре, преимущественно мальчиков, уделялось спортивным играм. которые способствовали формированию физических качеств человека. Новизна решаемых в статье задач заключается в том, что делается попытка квалифицированно использовать полевой, значительный литературный материал о дагестанских народных играх и игровой деятельности для выявления тех качеств характера, традиционного поведения, которые необходимы в обществе и которые может воспитать и развивать игровая деятельность. Разнообразные игры, развлечения, восходящие по содержанию и действиям иногда к глубокой древности, но все еще, благодаря народной памяти, способные к реанимации, являются неотъемлемой частью нашего культурного наследия, осознание ценности которого происходит в настоящее время.

Страницы: 111 - 117

Поступила в редакцию: 23.12.2024 г.



Вернуться к оглавлению выпуска