В публикациях по кавказскому ковроткачеству драконовые ковры часто интерпретируются как изобретение одного из кавказских народов, которое явилось исходным базисом для возникновения локальных «имитаций драконовых ковров» периферийных этносов. Предлагаемый в статье подход к вопросам классификации ковров Восточного (Прикаспийского) Кавказа по регионам (Ширван, Куба, Южный Дагестан) состоит в рассмотрении ковроткачества данных областей в контексте того, что в российский и советский периоды истории бoльшая часть ковровых рисунков, идентифицируемых с конкретными ткацкими центрами (селами, микрозонами), использовалась в ковровом производстве упомянутых регионов повсеместно, т.е. безотносительно к этническому многообразию (азербайджанцы, лезгины, таты, табасаранцы, агулы, цахуры, рутульцы) населения. В этой связи обращается внимание на степень вовлеченности Азербайджана и Дагестана в международную торговлю коврами, ориентацию коврового производства этих стран на запросы европейского и американского рынков, на то, что во второй половине XIX в. только в Дагестане в сфере коврового производства работало более 40 тыс. ковровщиц. Отмечено, что драконовые ковры - сумахи ткались главным образом в лезгинских селениях Азербайджана и Дагестана, а также что гладкотканые ковры дум и давагин , производством которых занимались аварские и кумыкские ткачихи, по своим художественно-техническим характеристикам, с одной стороны, абсолютно идентичны, а с другой - не имеют прямых аналогов в мире.
Страницы: 118 - 121
Поступила в редакцию: 23.12.2024 г.