УДК: 13:2
Философский анализ религии возможен онтологическими, гносеологическими, логическими и т.п. методами и средствами философии. В данной статье предложен гносеологический анализ религии по ее ключевым вопросам в основном на примере суфизма. Исповедание суфийского ислама способствует культивированию на разных уровнях общественного сознания определенных познавательных традиций, норм, идеалов, способов, стереотипов и предрассудков творческой активности людей. Изучение истории северокавказских народов убеждает, что суфийская методология склонна к обобщенному обслуживанию деятельности людей, охватывая достаточно широкую область социальной жизни.
Ключевые слова: гносеологический анализ; познавательная культура; суфизм; мистицизм; иррационализм; gnoseological analysis; informative culture; Sufism; mysticism; irrationalism.
Страницы: 76 - 79
Список литературы:
- Билалов М.И. Истина. Знание. Убеждение. Ростов н/Д, 1990
- Билалов М.И.. Проблемы истины в познавательной культуре. Махачкала, 1991
- Билалов М.И. Культура постижения истины. Махачкала, 1993
- Билалов М.И. Познавательная культура как феномен национального самосознания // Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь, 1998
- Билалов М.И. Элементы познавательной культуры в исламе и христианстве // Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа, 1999
- Билалов М.И. К моделированию понятия «познавательная культура» // Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане. Махачкала, 2001
- Билалов М.И. Философия суфизма о человеческом познании // Изв. высш. учеб. заведений. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2001. № 3
- Билалов М.И. Суфизм: познание как слияние с Богом // Тр. членов РФО. М., 2002; Его же. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М., 2003
- Билалов М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала, 2003
- Билалов М.И. О содержании и сущности познавательной культуры // Тр. членов РФО. Вып. 9. М., 2004
- Билалов М.И. Познавательная культура // Глобалистика: международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М. и др., 2006
- Билалов М.И. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М., 2003
- Билалов М.И. Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры. М., 2008
- Билалов М.И. Детерминанты познавательной культуры // Вестн. НГУ. Сер. «Философия». 2009. Т. 7, вып. 3
- Билалов М.И. О типах и видах познавательной культуры // Успехи современного естествознания. 2009. № 7
- Билалов М.И. Теоретико-познавательный анализ региональной религиозной культуры // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 3
- Билалов М.И. Гносеологические идеи в религиозном сознании // Вопр. философии. 2011. № 8
- Билалов М.И. Диалектика культуры и цивилизации (регион России). LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, 2011
- Билалов М.И. Зависимость познавательной культуры от толкования истины // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2011. № 2
- Билалов М.И. Гносеологический анализ исламской культуры Юга России // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1
- Билалов М.И. Влияние ислама и суфизма на познавательную культуру // Исламоведение. 2012. № 3 и др.
- Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала, 2000
- Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана ХIХ и начала ХХ в. Махачкала: Дагучпедгиз, 1963
- Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана. Досоветский период. Махачкала, 2007
- Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере: Избранные главы. М., 1980
- Ал-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995
- Ал-Кирмани Х.Д. Успокоение разума. М., 1995
- Бадью А. Делез. «Шум бытия». М., 2004
- Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М.,1990
- Бердяев Н.А. Самопознание. Харьков, 2006
- Бертельс Е. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М., 1965
- Библия для нашей жизни. Новый Завет, 1999; Брагинский И. 12 миниатюр. М., 1996
- Вавилонский Талмуд: Антология аггады / пер. и коммент. У. Гершовича и А.Б. Ковельмана; под ред. С.С. Аверинцева и А. Штайнзальца. Т. 1. Иерусалим. М.: Израильский ин-т талмудических публикаций, 2001
- Ваган-Ли Левелин. Отделенность и единение // Услышь флейтиста: суфийская проза и поэзия. М., 1998
- Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание. М., 1989
- Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2000
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая Степь. Л., 1989
- Гурджиев Г. Беседы с учениками. Киев, 1992
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984
- Давидович В.Е. Существует ли кавказская цивилизация? // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2
- Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998; Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990
- Залимханов З.И., Ханбабаев К.М. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000
- Зарринкуб А.Х Исламская цивилизация. М., 2004; Ирано-таджикская поэзия. М., 1974
- Золотова Б.Х. Ислам и адаты в жизни горцев // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала, 2002
- Ибрагим Т.К. Суфийская концепция совершенного человека // Человек как философская проблема. М., 1991
- Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001
- Кирабаев Н.С. Средневековая арабо-мусульманская философия. СПб., 2005; Кларк Дж. Мистицизм и парадокс жизни после смерти // Знание за пределами науки. М., 1990
- Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963
- Корнеев М.Я. Муххамад Икбал: суфизм – концепция «совершенного человека»
- Корнеев М.Я. Сейид Хусейн Наср: суфизм в ретроспективе
- Корнеев М.Я. Философский романтизм Джебран Хмаль Джебрана и персонализм Мухаммед Азиз Лахбаби // История современной зарубежной философии. СПб., 1997
- Кутырев В.А. Смотрите, кто пришел… О конце сознания и начале мышления // Эпистемология & философия науки. 2007. Т. ХШ, № 3
- Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении // Культура и развитие научного знания. М., 1991
- Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиции. М., 1999
- Лубский А.В. Северный Кавказ – периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2
- Меджидов Д.Л., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992
- Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
- Михайлов В.В. Рациональное и мистическое в гносеологических взглядах Вл. Соловьева // Познание и его возможности. М., 1994
- Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. Историко-теоретический очерк. М., 1985
- Навои. Мысли и афоризмы // Суфии. Восхождение к истине. М., 2001
- Насыров Р.Н., Хайруллаев М.М. Некоторые проблемы научного познания в раннесредневековой философии Средней Азии // Философские науки. 1986. № 2
- Нурбахш Д. Особенности суфизма в начальный период ислама // Услышь флейтиста: суфийская проза и поэзия. М., 1998
- Нурбахш Д. Суфизм и психоанализ // Там же
- Нурбахш Д. Психология суфизма. М., 1998
- Нурбахш Д. Рай суфиев. М., 1998
- Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пб., 1922
- Павлов И.П. О русском уме // Лит. газета. 1991. № 30
- Полани М. Личностное знание. М., 1985; Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995
- Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978
- Руми. Мысли и афоризмы // Суфии. Восхождение к истине. М., 2001
- Санаи. Мысли и афоризмы // Там же; Свет Евангелия. 1998. № 37
- Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990
- Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997; Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989
- Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
- Суфии. Восхождение к истине. М., 2001
- Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984
- Турсунов А. Философия Ибн Сины: истоки, проблемы, исторические судьбы // Философские науки. 1981. № 1
- Уайтхед А.Н. Религия и наука // Избранные работы по философии. М., 1990
- Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990
- Хазрат Инаят Хан. Путь озарения. М., 2000
- Хатами С.М. Выступление на заседании ООН // Исламская культура и мировая цивилизация. СПб., 2001
- Хидирбеков К.К. О некоторых основных теологических заблуждениях ваххабитов // Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001
- Шах И. Суфизм. М., 1994
- Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990
- Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. I. СПб., 1995.
- Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 2. М., 1983
- Шохин В.К. Памятники древнеиндийского гносиса: санкхья-йога // Знание за пределами науки. М., 1990
- Штёкль К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна // Вопр. философии. 2007. № 8
- Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. София, 2000
- Экхарт М. Проповеди и рассуждения. М., 1912; Эрнст К. Суфизм. М., 2002
- Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
Вернуться к оглавлению выпуска