RU  |  EN

ISSN  1684-792X

Issue 57

PHILOLOGICAL SCIENCES

UDK: 81’13

EVALUATIVE ITEMS OF THE RUSSIAN LANGUAGE CONSCIOUSNESS CORE THROUGH THE REQUIREMENTAL RELATIONS BETWEEN THE SUBJECT AND OBJECT

CHERNYSHOVA Elena Borisovna


The article deals with the psychological aspect of psycholinguistic research of evaluation in native Russian speakers minds. Evaluation as a specific way to reflect the objective relations is not only in the core but also in the periphery of the linguistic consciousness of the Russian culture representatives. The analysis of the Russian associative dictionary suggests that the evaluative component of the Russian language consciousness core contains a variety of lexemes with evaluative semantics reflecting valuable relations between the subject and object.

Keywords: оценка как психическое явление; рациональная и эмоциональная оценки; потребность; языковое сознание; ядро языкового сознания; слова с оценочной семантикой; evaluation as a mental phenomenon; rational and emotional evaluation; requirement; linguistic consciousness; the core of linguistic consciousness; words with evaluative semantics.

Pages: 150 - 156

Date: 12.01.2015

Bibliography:

  • Бодалев А.А. К вопросу об оценочных эталонах // Вестн. ЛГУ. 1970. № 17, вып. 3. С. 54-57.
  • Кроник А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания (модель и гипотезы) // Социальная психология личности. М., 1979. С. 184-220.
  • Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 144 с.
  • Спиридонова В.А. Проблема ценностей в социологии: Историко-теоретический аспект : автореф. дис.. канд. социол. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., 2004. 22 с.
  • Комлева Е.Р. Динамика ценностных ориентаций старшего поколения россиян в трансформирующемся обществе : автореф. дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013. 18 с.
  • Зорин К.А. Формирование и трансформация ценностных представлений профессионального сообщества медиаспециалистов : автореф. дис.. канд. филос. наук. Красноярск, 2012. 23 с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  • Мороз О.М. Опыт исследования информативности самооценки в связи с некоторыми личностными особенностями // Тез. науч. сообщ. советских психологов к ХХI Междунар. психологическому конгрессу. М., 1976. С. 185-195.
  • Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
  • Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза : дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 368 с.
  • Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности : дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. 413 с.
  • Едиханова Ю.М. Формирование положительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки : автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2006. 24 с.
  • Новикова М.А. Самооценка интеллекта в связях с факторами принятия неопределенности у студентов вузов : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2013. 35 с.
  • Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Тр. Ин-та мозга им. В.М. Бехтерева. Л.,1935. Т. VI. 146 с.
  • Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопр. психологии. 1975. № 4. С. 77-87.
  • Кирпиченок Т.Е. Проблема стимулирования учебной деятельности младших подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1973. 19 с.
  • Жук Т.В. Психологические условия эффективного использования педагогической оценки во вспомогательной школе : дис.. канд. психол. наук. Киев, 1985. 168 c.
  • Умняшова И.Б. Психологические особенности отношения учащихся к школьной отметке : дис.. канд. психол. наук. М., 2006. 143 с.
  • Кривова В.А. Субъективная оценка собственных успехов и неудач как фактор когнитивного развития младших школьников : автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2013. 22 с.
  • Батурин Н.А. Оценочная функция психики : дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1998. 385 с.
  • Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
  • Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Акад. наук Грузинской СССР, Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. 450 с.
  • Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей // Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. Новосибирск, 1970. С. 6-206.
  • Платонов К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. 256 c.
  • Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991, 286 с.
  • Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : дис.. д-ра психол. наук. М., 1984. 525 с.
  • Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 2. С. 107-117.
  • Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1978. С. 88-135.
  • Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. Т. 3. 326 с.
  • Тарасов Е.Ф. Языковое сознание // Вопр. психолингвистики. 2004. № 2. С. 34-47.
  • Уфимцева Н.В., Тарасов Е.Ф. Проблемы изучения языкового сознания // Вопр. психолингвистики. 2009. № 2 (10). С. 22-29.
  • Русский ассоциативный словарь : в 2 т. / Ю.Н.Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к реакции. М.: АСТ-Астрель, 2002. 784 с.; Т. II. От стимула к реакции. М.: АСТ-Астрель, 2002. 992 с.
  • Чернышова Е.Б. Структура и содержание ядра русского языкового сознания: квантитативный аспект // Семантико-когнитивные исследования. Вып. 5. Воронеж: Истоки, 2014. С. 47-51.
  • Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  • Стернина М.А. Сопоставительно-параметрический метод лингвистических исследований. Воронеж: Истоки, 2014. 115 c.
  • Кривенко Л.А. Национальная специфика семантем русской и английской субстантивной лексики : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2013. 22 c.
  • Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Ин-т русского языка РАН, 1999. 180 с.
  • Гольдин В.Е. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-11 классов : в 2 т. Т. 1. От стимула к реакции / В.Е. Гольдин, А.П. Сдобнова, А.О. Мартьянов. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2011. 500 с.; Т. 2. От реакции к стимулу. Ч. 1. А-Н. 2011. 480 с.; Т. 2. От реакции к стимулу. Ч. 2. О-Я. 2011. 420 с.
  • Кленова А.В. Оценочные смыслы в ассоциативном словаре (на материале ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007. 23 с.



Back to Table of Contents