Статья посвящена анализу батальной живописи русских художников XIX в., в частности Г.Г. Гагарина, М.Ю. Лермонтова, Ф.А. Рубо, с позиций исторического реализма. Цель исследования - оценить степень достоверности некоторых сюжетов батального творчества указанных авторов при помощи документальных источников. В XIX в. русские художники вслед за поэтами, писателями и путешественниками отправляются на Кавказ с целью познать его и открыть для российского общества. Русско-кавказские взаимоотношения в этот период исторического развития переживают серьезные драматические события, связанные с Кавказской войной как попыткой насильственной интеграции региона в состав Российской империи. Вместе с тем батальное творчество целой плеяды русских художников, реалистично отразивших суровые военные сюжеты в своих картинах, - это шаг к сближению двух различных культур. И в этом нам видится актуальность темы исследования. Методологической основой для раскрытия темы послужили традиционные для подобных изысканий принцип историзма, объективности, а также системный подход, учитывающий междисциплинарный характер исследования на стыке истории, искусствоведения и культурологии. Привлечение документального материала к исследованию позволило сделать вывод, что батальная живопись Г.Г. Гагарина, М.Ю. Лермонтова и Ф.А. Рубо при всей своей индивидуальности достоверна и может служить источником по истории Кавказской войны, отражающим дух эпохи.
Страницы: 75 - 81
Поступила в редакцию: 23.12.2024 г.