RU  |  EN

ISSN  1684-792X

Выпуск 48

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК: 13:2

К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ

БИЛАЛОВ Мустафа Исаевич


Философский анализ религии возможен онтологическими, гносеологическими, логическими и т.п. методами и средствами философии. В данной статье предложен гносеологический анализ религии по ее ключевым вопросам в основном на примере суфизма. Исповедание суфийского ислама способствует культивированию на разных уровнях общественного сознания определенных познавательных традиций, норм, идеалов, способов, стереотипов и предрассудков творческой активности людей. Изучение истории северокавказских народов убеждает, что суфийская методология склонна к обобщенному обслуживанию деятельности людей, охватывая достаточно широкую область социальной жизни.

Ключевые слова: гносеологический анализ; познавательная культура; суфизм; мистицизм; иррационализм; gnoseological analysis; informative culture; Sufism; mysticism; irrationalism.

Страницы: 76 - 79

Список литературы:

  • Билалов М.И. Истина. Знание. Убеждение. Ростов н/Д, 1990
  • Билалов М.И.. Проблемы истины в познавательной культуре. Махачкала, 1991
  • Билалов М.И. Культура постижения истины. Махачкала, 1993
  • Билалов М.И. Познавательная культура как феномен национального самосознания // Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь, 1998
  • Билалов М.И. Элементы познавательной культуры в исламе и христианстве // Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа, 1999
  • Билалов М.И. К моделированию понятия «познавательная культура» // Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане. Махачкала, 2001
  • Билалов М.И. Философия суфизма о человеческом познании // Изв. высш. учеб. заведений. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2001. № 3
  • Билалов М.И. Суфизм: познание как слияние с Богом // Тр. членов РФО. М., 2002; Его же. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М., 2003
  • Билалов М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала, 2003
  • Билалов М.И. О содержании и сущности познавательной культуры // Тр. членов РФО. Вып. 9. М., 2004
  • Билалов М.И. Познавательная культура // Глобалистика: международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М. и др., 2006
  • Билалов М.И. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М., 2003
  • Билалов М.И. Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры. М., 2008
  • Билалов М.И. Детерминанты познавательной культуры // Вестн. НГУ. Сер. «Философия». 2009. Т. 7, вып. 3
  • Билалов М.И. О типах и видах познавательной культуры // Успехи современного естествознания. 2009. № 7
  • Билалов М.И. Теоретико-познавательный анализ региональной религиозной культуры // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 3
  • Билалов М.И. Гносеологические идеи в религиозном сознании // Вопр. философии. 2011. № 8
  • Билалов М.И. Диалектика культуры и цивилизации (регион России). LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, 2011
  • Билалов М.И. Зависимость познавательной культуры от толкования истины // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2011. № 2
  • Билалов М.И. Гносеологический анализ исламской культуры Юга России // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1
  • Билалов М.И. Влияние ислама и суфизма на познавательную культуру // Исламоведение. 2012. № 3 и др.
  • Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. Махачкала, 2000
  • Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана ХIХ и начала ХХ в. Махачкала: Дагучпедгиз, 1963
  • Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана. Досоветский период. Махачкала, 2007
  • Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере: Избранные главы. М., 1980
  • Ал-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995
  • Ал-Кирмани Х.Д. Успокоение разума. М., 1995
  • Бадью А. Делез. «Шум бытия». М., 2004
  • Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М.,1990
  • Бердяев Н.А. Самопознание. Харьков, 2006
  • Бертельс Е. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М., 1965
  • Библия для нашей жизни. Новый Завет, 1999; Брагинский И. 12 миниатюр. М., 1996
  • Вавилонский Талмуд: Антология аггады / пер. и коммент. У. Гершовича и А.Б. Ковельмана; под ред. С.С. Аверинцева и А. Штайнзальца. Т. 1. Иерусалим. М.: Израильский ин-т талмудических публикаций, 2001
  • Ваган-Ли Левелин. Отделенность и единение // Услышь флейтиста: суфийская проза и поэзия. М., 1998
  • Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание. М., 1989
  • Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2000
  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая Степь. Л., 1989
  • Гурджиев Г. Беседы с учениками. Киев, 1992
  • Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984
  • Давидович В.Е. Существует ли кавказская цивилизация? // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2
  • Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998; Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990
  • Залимханов З.И., Ханбабаев К.М. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000
  • Зарринкуб А.Х Исламская цивилизация. М., 2004; Ирано-таджикская поэзия. М., 1974
  • Золотова Б.Х. Ислам и адаты в жизни горцев // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала, 2002
  • Ибрагим Т.К. Суфийская концепция совершенного человека // Человек как философская проблема. М., 1991
  • Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001
  • Кирабаев Н.С. Средневековая арабо-мусульманская философия. СПб., 2005; Кларк Дж. Мистицизм и парадокс жизни после смерти // Знание за пределами науки. М., 1990
  • Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963
  • Корнеев М.Я. Муххамад Икбал: суфизм – концепция «совершенного человека»
  • Корнеев М.Я. Сейид Хусейн Наср: суфизм в ретроспективе
  • Корнеев М.Я. Философский романтизм Джебран Хмаль Джебрана и персонализм Мухаммед Азиз Лахбаби // История современной зарубежной философии. СПб., 1997
  • Кутырев В.А. Смотрите, кто пришел… О конце сознания и начале мышления // Эпистемология & философия науки. 2007. Т. ХШ, № 3
  • Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении // Культура и развитие научного знания. М., 1991
  • Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиции. М., 1999
  • Лубский А.В. Северный Кавказ – периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2
  • Меджидов Д.Л., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992
  • Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997
  • Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
  • Михайлов В.В. Рациональное и мистическое в гносеологических взглядах Вл. Соловьева // Познание и его возможности. М., 1994
  • Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. Историко-теоретический очерк. М., 1985
  • Навои. Мысли и афоризмы // Суфии. Восхождение к истине. М., 2001
  • Насыров Р.Н., Хайруллаев М.М. Некоторые проблемы научного познания в раннесредневековой философии Средней Азии // Философские науки. 1986. № 2
  • Нурбахш Д. Особенности суфизма в начальный период ислама // Услышь флейтиста: суфийская проза и поэзия. М., 1998
  • Нурбахш Д. Суфизм и психоанализ // Там же
  • Нурбахш Д. Психология суфизма. М., 1998
  • Нурбахш Д. Рай суфиев. М., 1998
  • Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Пб., 1922
  • Павлов И.П. О русском уме // Лит. газета. 1991. № 30
  • Полани М. Личностное знание. М., 1985; Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957
  • Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995
  • Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978
  • Руми. Мысли и афоризмы // Суфии. Восхождение к истине. М., 2001
  • Санаи. Мысли и афоризмы // Там же; Свет Евангелия. 1998. № 37
  • Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990
  • Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997; Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989
  • Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
  • Суфии. Восхождение к истине. М., 2001
  • Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984
  • Турсунов А. Философия Ибн Сины: истоки, проблемы, исторические судьбы // Философские науки. 1981. № 1
  • Уайтхед А.Н. Религия и наука // Избранные работы по философии. М., 1990
  • Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990
  • Хазрат Инаят Хан. Путь озарения. М., 2000
  • Хатами С.М. Выступление на заседании ООН // Исламская культура и мировая цивилизация. СПб., 2001
  • Хидирбеков К.К. О некоторых основных теологических заблуждениях ваххабитов // Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001
  • Шах И. Суфизм. М., 1994
  • Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990
  • Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. I. СПб., 1995.
  • Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000
  • Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 2. М., 1983
  • Шохин В.К. Памятники древнеиндийского гносиса: санкхья-йога // Знание за пределами науки. М., 1990
  • Штёкль К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна // Вопр. философии. 2007. № 8
  • Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. София, 2000
  • Экхарт М. Проповеди и рассуждения. М., 1912; Эрнст К. Суфизм. М., 2002
  • Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991



Вернуться к оглавлению выпуска