В статье исследуется прагматический аспект речевого акта проклятия в лакском языке. Проклятия относятся к такому типу речевых актов, как менасив (угроза). В лакской речевой культуре проклятия относятся к неэтикетным речевым актам, в отличие от добропожеланий, которые входят в состав этикетных речевых актов. Проклятия (злопожелания) обслуживают бытовой дискурс и носят самобытный характер, обусловленный влиянием социально-исторического, общественно-бытового и духовного опыта этноса. Проклятия представляют собой наиболее древний пласт коммуникативных средств, сохранивших все, что связано с мировоззрением этноса, с его обычаями и традициями. Проклятия - это своего рода этнический портрет народа - носителя языка, поэтому они служат ценным источником для изучения этнической и духовной культуры народа. В статье акцентируется внимание на важность учета экстралингвистических факторов произнесения проклятия. Одно и то же проклятие может выражать разные смыслы в зависимости от целого ряда условий, при которых осуществляется речевой акт, соответственно будет различаться и перлокутивный эффект. Также отмечается динамика функций проклятий от сакрально-магических до эмоционально-экспрессивных.
Страницы: 95 - 98